
Основной принцип транспортной логистики
Главным принципом всей транспортной логистики является оптимальный показатель уровня расходов. В отношении транспорта, он может быть достигнут только одним путем – соблюдением экономии за счет дальности маршрутов и масштабов грызовых перевозок.
Экономия за счет масштабов
Возможность сокращения расходов за счет масштабности перевозок связана с тем, что транспортные расходы тем меньше, чем крупнее сам груз, т.к. на единицу веса приходится меньшая стоимость за транспортировку. Самым мощным транспортом считается водный и железнодорожный. Перевозка ими предпочтительнее, нежели воздушным или автомобильным транспортом.
За счет чего возникает показатель подобной экономии? Дело в том, что константа все расходов на транспорт равномерно распределяется на весь перевозимый груз, значит, чем его больше, тем меньше общие издержки на одну единицу его веса. Что подразумевается под «постоянными издержками»? А это:
- расходы административного характера, которые в основном связаны с обработкой заказов на осуществление транспортировки;
- расходы на вынужденные или запланированные простои транспортных средств, которые находятся под выгрузкой или загрузкой;
- эксплуатационные расходы;
- затраты на своевременное оформление всех платежных документов.
Все перечисленные расходы не зависят от того, какой размер отправки груза, поэтому они называются постоянными.
Экономия за счет дальности
Сокращение расходов, которое возможно за счет большого расстояния, на которое выполняется транспортировка, связана с тем, что чем длиннее сам маршрут, тем меньше расходы транспорта на одну единицу расстояния. Пример прост, перевозка одного и того же груза на 800км и 400 км в первом случае будет дешевле.
Этот эффект известен все логистам, которые не первый год работают в транспортных компаниях и называется он принципом убывания. Это возможно за счет того, что по мере увеличения дальности транспортировки сокращаются удельные издержки.
Можно сказать, что эффект экономии на дальности перевозки аналогичен эффекту с большим грузом на более мощном транспорте.
Издержки, которые возникают постоянно, а именно связанные с выгрузкой и погрузкой, здесь логичнее отнести к разряду переменным затрат, которые приходятся на единицу пути. Чем длиннее сам маршрут, тем на большее число единиц пути они будут делиться.
И первый, и второй принцип обязательно нужно учитывать при разработке оценок стратегий альтернативного обслуживания транспорта.